Основы социального учения Церкви адвентистов седьмого дня в Украине

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ

II. ОСНОВНЫЕ ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕРКВИ АСД

III. ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ЦЕРКОВЬ, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
3.1. Церковь и человек

3.2. Личная и общественная мораль

3.3. Церковь и семья

3.4. Человек в Церкви, обществе и государстве

3.5. Природа Церкви, общества и государства

Принципы общественного и государственного устройства

3.7. Взаимодействие Церкви, общества и государства

3.8. Церковь и общественно политическая жизнь

Церковь и СМИ

Свобода совести

3.11. Война и мир

3.12. Христианская этика и светское право

Правонарушения: профилактика и исправление

IV. ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА

4.1. Церковь и культура

4.2. Церковь, наука и образование

4.3. Экономика, труд, собственность

Деловая этика и социальная ответственность предпринимателей

V. ЦЕРКОВЬ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ И ДРУГИЕ РЕЛИГИИ, КОНФЕССИИ. ЭКУМЕНИЗМ

VI. ЦЕРКОВЬ И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО

VII. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И НАРОДА

VIII. ПРОБЛЕМЫ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

IX. ЦЕРКОВЬ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

X. СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ КАК ОТВЕТ НА НУЖДЫ ОБЩЕСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение в основы социального служения

«Основы социального учения Церкви Христиан ‑Адвентистов Седьмого Дня в Украине.» (далее – Основы) являются документом, отражающим понимание Церковью своего места и роли в социальном пространстве современной Украины.

Основы подготовлены Церковью Христиан-Адвентистов Седьмого Дня (АСД), одной из традиционных протестантских Церквей Украины, и представляют собой ответ Церкви на веления нового времени. Немаловажную роль в написании Основ также сыграл живой интерес, проявляемый к Церкви по мере возрастания ее участия в общественной жизни страны. Данные Основы представляют собой первый опыт систематического изложения того, как христиане–адвентисты в Украине понимают свою социальную роль в обществе и государстве.

Решение о разработке Основ было принято в мае 2002 г. на совещании руководителей Церкви АСД в странах Содружества, хотя на протяжении более ста лет Церковь АСД на своих сессиях и совещаниях принимала различного рода документы и заявления по вопросам социального, этического и миротворческого характера. В условиях провозглашения свободы совести и построения в нашем государстве открытого гражданского общества Церковь осознает свою долю ответственности за выбор пути, по которому пойдет Украина, и поэтому стремится внести посильный вклад в решение духовных и социально значимых для всех украинцев вопросов.

Разрабатывая данный документ, Церковь исходила из своего видения социального устройства общества и своего собственного служения – видения, основанного на библейских принципах. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, наделен свободной волей, правом выбора и способностью творить. Сознавая необходимость Второго пришествия Господа Иисуса Христа для спасения гибнущего мира и возвещая его неизбежность, Церковь в это решающее для Украины время напоминает человеку, что он предназначен быть носителем Божественных свойств – любви, доброты, сострадания и справедливости, и что на нем лежит ответственность за ближнего и сотворенный Богом мир.

Материал изложен в последовательности, отражающей приоритеты Церкви в богословском понимании человеческого сообщества: человек – семья – Церковь – общество – государство – мировое сообщество. При этом человек – с его возможностями и правами, долгом и ответственностью, нуждами и заботами, призванный служить своему ближнему и обществу в целом, – находится в центре. Но над всем этим стоит Бог, дающий всему жизнь, созидающий и поддерживающий сотворенный Им мир.

В Основах отражено понимание характера взаимоотношений между Церковью и обществом, Церковью и государством, Церковью и другими религиозными организациями, Церковью и мировым сообществом. Изложена позиция Церкви в вопросах здоровья и биомедицинской этики, культуры и науки, труда и экономики, экологии, войны и мира и др. Основы предваряют разделы: «Краткая история Церкви АСД» и «Основные вероучительные положения», поскольку, возможно, не все читатели знакомы с Церковью. Завершается документ разделом «Социальное служение Церкви как ответ на нужды общества», в котором составители стремились донести представление о том, какой вклад Церковь может внести в оздоровление украинского общества.

Основы предназначены для широкого круга читателей: священнослужителей и членов Церкви АСД, верующих других исповеданий и не относящих себя ни к одной из религий, государственных служащих и ученых, представителей СМИ и широкой общественности. Основы являются не только декларацией намерений, но и призывом к социально активному служению как последователей Церкви, так и всех людей доброй воли на благо нашего Отечества.

Настоящий документ рассмотрен и утвержден Исполнительным Комитетом Евро-Азиатского отделения Церкви Христиан‑Адвентистов Седьмого Дня 28 октября 2002 г. и отражает единую позицию Церкви по обозначенным вопросам, что, однако, делает их не сводом доктринального учения, а лишь комментарием к нему.

С молитвой о Украине и пожеланием ей благоденствия!

Комитет по подготовке «Основ Социального учения

Церкви Христиан­‑Адвентистов Седьмого Дня в Украине »

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ

Церковь Адвентистов Седьмого Дня, одна из крупных протестантских церквей, возникла в первой половине ХIХ века в связи с глубоким интересом к идее скорого Второго пришествия Христа. Адвентистское движение объединило в своих рядах тысячи христиан, принадлежавших к самым различным церквам. Существенное влияние на развитие этого движения оказал труд латиноамериканского католического священника Мануэля де Лакунзы (1731–1801) «Пришествие Мессии во славе и величии», переведенный на многие языки. Взгляды лютеранского богослова Иоганна Бенгеля (1687–1752) на Второе пришествие Христа оказывают глубоко влияние на богословские круги Германии и Англии. Среди наиболее ярких проповедников идеи скорого Второго пришествия Христа в это период можно назвать Эдварда Ирвинга (1792–1834, Шотландия), Иосифа Вольфа (1795–1862, Ближний Восток, Юг России), Льюиса Гауссена (1790–1863, Швейцария), Иоганна Рихтера (1799–1847, Германия), Даниэля Уилсона (1778–1858, Индия) и т. д. На американском континенте идея близости Второго пришествия занимает основное место в работах Уильяма Дэвиса (1760–1831), Джошуа Уилсона (1774–1846), Уильяма Миллера (1782–1849).

Движение У. Миллера (миллеризм), несмотря на многие его слабые стороны и ошибки, связанные, в частности, с исчислением точной даты Пришествия Христа, имело огромное значение в духовном возрождении американского протестантизма первой половины XIX века. Оно пробудило небывалый интерес к библейским пророчествам, дало целую плеяду выдающихся проповедников и исследователей Библии.

Среди тех, кто стоял у истоков адвентистского движения, следует отметить Елену Уайт (1827 – 1915), чье пророческое дарование впоследствии оказало серьезное влияние на формирование религиозно–социального облика будущей Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Название Адвентисты Седьмого Дня, отразившее отличительные особенности этого вероучения, было официально принято в 1860 г. Оно включает два основных библейских события: изначальное – сотворение мира Богом (на что указывает седьмой день недели – суббота) и заключительное событие – Второе Пришествие Христа (от лат. адвентус)*. Как официальная организация Церковь АСД существует с 1863 г. Уже с середины 70‑х годов XIX века миссионеры‑адвентисты трудятся в странах Европы, Африки, Азии.

Несмотря на ярко выраженную эсхатологическую направленность своей проповеди, изначально Церковь Адвентистов Седьмого Дня много внимания уделяла социальной стороне своего служения в этом мире, главным образом в сфере образования, здравоохранения и благотворительности. Первая церковная школа была открыта в 1872 г., а к концу XIX столетия их насчитывались уже сотни в США, Канаде, Англии, Австралии, Швеции, Германии, Дании, Аргентине, Бразилии. Сегодня Церкви Адвентистов Седьмого Дня принадлежит более 6 тыс. средних и высших учебных заведений по всему миру, в которых обучается свыше миллиона человек.

Одной из отличительных особенностей Церкви АСД является то, что уже на раннем этапе своего развития она начала уделять большое внимание здоровому образу жизни. Церковь издает журналы, пропагандирующие активный образ жизни, принципы рационального питания, отказ от табакокурения и потребления алкоголя. Главный акцент делается на профилактику различных заболеваний. Открываются профилактические и лечебные центры, ведутся научные исследования, например, в области физиологии питания. Адвентистский санаторий в Батл Крик, США, к концу ХIХ столетия становится крупнейшим центром здоровья, использующим современные методы оздоровления. Устанавливаются тесные научные связи между санаторием и известной лабораторий академика И.П. Павлова в С.-Петербурге. Церковь уделяет серьезное внимание подготовке медицинских специалистов всех уровней, подчеркивая, что христианство призвано исцелять не только душу, но человека в целом. Сегодня Церкви АСД в разных странах принадлежит более 500 госпиталей, санаториев, поликлиник, детских приютов, домов для престарелых, в которых трудятся около 100 тыс. адвентистских врачей, медсестер и младшего медперсонала.

Служение милосердия также было в центре внимания молодой Церкви. Ее активная благотворительная деятельность направлялась созданной в 1893 г. Благотворительной Ассоциацией. В 1894 г. был открыт первый приют для детей‑сирот на 200 мест. Церковь организует бесплатные столовые для неимущих, открывает ночлежные дома для бездомных. Во многих городах создаются Общества Тавифы (по имени известной своим милосердием библейской героини), которые осуществляют различные благотворительные проекты для нуждающихся и обездоленных.

Трагические события Второй мировой войны побудили Церковь более активно включиться в социальное служение, которое стало рассматриваться гораздо шире, чем просто оказание гуманитарной помощи нуждающимся или пострадавшим от войн и стихийных бедствий. В 1956 г. Церковью АСД была создана корпорация  SAWC (Seventh-day Adventist Welfare Service, Inc., Социальное служение Церкви АСД), поставившая своей целью облегчение страданий людей в этом мире посредством реализации программ, направленных на развитие образования, здравоохранения, сельского хозяйства и  т. д. В 1983 г. корпорация была переименована в АДРА (ADRA – Adventist Development and Relief Agency – Адвентистское Агентство Помощи и Развития). В настоящее время Агентство АДРА является одной из крупнейших неправительственных благотворительных организаций, осуществляющей проекты более чем в 100 странах мира.

Сегодня Адвентисты Седьмого Дня – это динамично развивающаяся всемирная христианская Церковь, имеющая представительство в 206 странах и проповедующая на 735 языках народов мира. В своей организации Церковь АСД руководствуется демократическими принципами управления, позволяющими любому ее члену активно участвовать в жизни Церкви. Численность Церкви АСД, включая детей и подростков, составляет на сегодняшний день более 25 млн. человек.

В Украине адвентистское вероучение стало распространяться во второй половине XIX века и оказалось для многих близким. Например, если говорить о Библии как единственном мериле веры или о субботе как святом дне Господнем, то сознание жителя нашей страны  было приготовлено к принятию этих доктрин теми религиозно-реформационными движениями, которые никогда не прекращались на Руси, начиная с XV века.

Распространение адвентизма в Украине было сопряжено с большими трудностями, поскольку религиозная принадлежность российских граждан строго контролировалась государством и Православной Церковью. Согласно ст. 187 УК Российской империи, всякая попытка «совращения» приверженца Православной Церкви в иную веру каралась пожизненной ссылкой в Сибирь. Однако после издания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. Церковь АСД была официально признана царским правительством. Происходит организационное становление Церкви, налаживается ее издательская, миссионерская и благотворительная деятельность, устанавливаются связи с руководством всемирной Церкви. К сожалению, перед Первой мировой войной политика в сфере государственно-церковных отношений изменяется. Царское правительство снова издает ряд законов, ограничивающих свободу вероисповедания.

После октября 1917 г. история Церкви АСД складывалась еще более драматично. Несмотря на демократический характер Декрета Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 г., провозгласившего отделение церкви от государства, гарантировавшего свободу вероисповедания и отменявшего всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры, дальнейшей политикой советского государства стала борьба с религией. Тем не менее, в трудные годы гражданской войны, голода и разрухи Церковь при поддержке зарубежных общин пытается помочь своим соотечественникам. Советское правительство одобряет создание адвентистской благотворительной организации по оказанию помощи голодающим во главе с И.А. Львовым, которая рассылает тысячи посылок с продовольствием, организует бесплатные столовые для беспризорных детей. Большая социальная программа была намечена на 5-ом Всесоюзном съезде Церкви АСД в 1924 г., – Церковь участвует в ликвидации неграмотности, открывает лечебные заведения, организует сельскохозяйственные коммуны.

Постановление ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях» (1929 г.) резко ограничило деятельность Церкви. В последующие годы церковная организация была фактически ликвидирована, многие священнослужители и члены Церкви репрессированы. Только после окончания Великой Отечественной войны предпринимаются попытки воссоздания церковной организации, разрушенной в 30–40‑е годы. В 1946 г. возобновил свою деятельность Всесоюзный Совет Церкви АСД. Однако, несмотря на потепление в церковно–государственных отношениях, о созыве очередного съезда и выборах руководителей Церкви не могло быть и речи. Через институт уполномоченных государство строго контролировало ситуацию на местах, подавляя всякую инициативу, ведущую к росту Церкви.

В конце 50-х годов начинается новая волна гонений на Церковь. Вводятся дополнения к законодательству о религиозных культах, еще больше ограничившие права верующих и расширившие возможность их притеснения местными уполномоченными. Вся религиозная и социальная активность Церкви жестко ограничивается действующим законодательством. В декабре 1960 г. был ликвидирован Всесоюзный Совет Адвентистов Седьмого Дня (ВСАСД) в Москве – без какого-либо объяснения со стороны государственных чиновников. Многочисленные общины Адвентистов Седьмого Дня на территории СССР перешли на полулегальное существование.

Начало демократических преобразований в обществе открыло новую эпоху в деятельности Церкви в Украине. Христиане-адвентисты с воодушевлением встретили принятие в 1991 г. нового законодательства, которое регулировало  взаимоотношения Церкви и государства, гарантировало свободу совести и вероисповедания и отменяло большинство запретов на религиозную деятельность. Церковь АСД вновь получила возможность заниматься благотворительной и просветительской деятельностью, создавать учреждения, иметь право на собственность, совершать миссионерскую деятельность, заниматься религиозным воспитанием детей и молодежи. В этом же году окончательно сложилась организационная структура Церкви Адвентистов Седьмого Дня на территории бывшего Советского Союза  по образцу устройства Всемирной Церкви АСД.

Демократические преобразования в обществе  позволили Церкви выйти на качественно новый уровень служения. Церковь открывает свои первые общеобразовательные и духовные учреждения как начального, так и высшего образования, строит издательство и типографию, радиотелецентры, создает благотворительные фонды и ассоциации, открывает центры по профилактике алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости. В то же время, наряду с позитивными переменами в обществе, в стране возник целый ряд серьезных проблем и противоречий, особенно в сфере семьи, общественной морали, воспитания молодежи, в разрешении которых Церковь АСД сотрудничает со всеми людьми доброй воли.

Церковь продолжает укреплять свою инфраструктуру, уделяет серьезное внимание развитию христианского образования и подготовке священнослужителей,  активно участвует в отстаивании принципов религиозной свободы. Ее представители являются одними из учредителей и членов Украинской Ассоциации Религиозной Свободы,  входящую в Международною  Ассоциацию  Религиозной  Свободы.

В настоящее время Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине насчитывает более 800 поместных церквей и около 400 групп. Наиболее известными учреждениями Церкви являются: Украинский Гуманитарный институт , основанный в 1999 г., издательство «Джерело життя», представительство Адвентистского агентства помощи и развития и др.

По информации журнала «Национальна бэзпэка и оборона» :» протестантизм представлен в Украине… мощными направлениями…:евангелизм, баптизм, адвентизм, еговизм. Развитие иституционной сети протестантизма характеризуется высоким восходящим динамизмом»( Журнал НБиО № 10,УЦЕПД,2000.С16)

История адвентистской Церкви в Украине тесно переплетена с историей народов нашей страны. Адвентисты как часть многонационального и многоконфессионального украинского общества вместе с верующими других исповеданий и неверующими переживали тяготы Первой и Второй мировых войн, смутное время революций и сталинские репрессии. Церковь АСД в Украине сегодня – это значимая часть общества, не мыслящая себя в отрыве от радостей и бед своего многострадального народа, с которым уже столько лет она разделяет общую судьбу.

Осуществляя серьезную евангелизационно­-просветительскую, образовательную и издательскую деятельность, активно участвуя в социальном служении, христиане‑адвентисты с надеждой смотрят в будущее, готовые и впредь выполнять доверенную им Богом миссию, внося свой посильный вклад в дело духовно­‑нравственного и социально‑экономического возрождения Отечества.

ОСНОВНЫЕ ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕРКВИ АСД

Священное Писание. В основу вероучения Церкви Адвентистов Седьмого Дня положены Священные Писания Ветхого и Нового Заветов (Библия), которые, будучи богодухновенными по своей природе, представляют собой целостное и единое Божественное откровение, выражающее совершенную и спасительную волю Божию в отношении тварного мира в целом и человечества в частности: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (1 Петр. 1:21).

Богодухновенность наделяет Библию наивысшим авторитетом в вопросах христианской веры, делает ее надежным критерием в вопросах церковной практики и мерилом религиозного опыта всякого верующего: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (1 Петр. 1:19), «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).

Священное Писание является первичным по отношению к преданиям. Предания принимаются Церковью в той степени, в какой они не противоречат Священному Писанию.

Бог и богопознание. Понимание Бога Церковью АСД не противоречит библейскому теизму, свойственному традиционному христианству. Творец воспринимается как сверхприродное, но вместе с тем как абсолютно личностное начало, динамично взаимодействующее с тварным миром.

Основывая свое понимание Бога на библейском монотеизме – «Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4), адвентисты исповедуют единого Бога, извечно существующего в трех Лицах (ипостасях Отца, Сына и Святого Духа), – Троицу единосущную и нераздельную. Все ипостаси Божества равны в своей божественности и безначальности (см. Мф. 28:19; Ин. 10:30; 2 Кор. 13:13,).

Бытие и действия Бога доступны человеческому восприятию в той мере, в какой Сам Господь раскрывает Себя в многообразии Богооткровения (см. Втор. 29:29). Откровение есть самовыражение Бога. В свою очередь, Богопознание без Откровения невозможно.

Основными формами Божественного Откровения являются раскрытие Бога в природе как ее Творца и Вседержителя, непосредственные Богоявления и промыслительные события в жизни человека и человеческой истории, Священное Писание, представляющее собой записанный пророками опыт богочеловеческого общения и, наконец, воплощение Сына Божия, Иисуса Христа, представляющее наивысшее из всех Откровений Божиих, данных человеку: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2; см. также Пс. 18:2; Рим. 1:20).

Дар пророчества  представляет собой зримое и непрекращающееся проявление Божьего руководства в истории Церкви (см. Иоил. 2:28-32; Деян. 19:6; 1 Кор. 12:27-31; 1 Фес. 5:20).

Мир. Материальный мир является Божиим творением. Все существующее обязано своим происхождением Богу-Творцу: «Ибо Он  сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс. 32:9; см. также Евр. 11:3). Сотворенный Богом мир подчинен строгим законам, определяющим красоту и гармонию мироздания. Семидневный цикл (неделя) обязан своим происхождением деяниям Бога (см. Быт. 1), вызвавшим сотворение земли. В этом цикле седьмой день (суббота, что значит «покой»), освященный и благословенный Богом изначально (см. Быт. 2:2-3), имеет особое значение для человека как день его общения с Богом – Творцом и Спасителем. Будучи производным, или вторичным, материальный мир, тем не менее, не является изначально внутренне порочным (см. Быт. 1:31). Дуалистическое восприятие мира, противопоставляющее материальное и духовное, земное и небесное, чуждо адвентистской космологии. Учение о сотворении мира Богом исключает и монистический взгляд на мир, рассматривающий его как эманацию Бога и ведущий фактически к пантеизму.

Сотворенность мира исключает поклонение природе или человеку как Богу: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:2-5).

Человек. Человек – высочайшее и совершеннейшее из всех Божьих творений на земле, о котором в Священном Писании говорится как о сотворенном по образу и подобию Божию. Это означает, что человек появился на земле не в процессе эволюционного развития, а в результате целенаправленного творческого акта Создателя: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»  (Быт. 1:27).

Подобный взгляд на происхождение человека свидетельствует, прежде всего, о достоинстве и многоценности каждой человеческой личности в глазах Божиих: «…Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя» (Ис. 43:4). Он придает существованию человека истинный смысл и жизнеутверждающую уверенность: «…что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс. 8:5-10).

Согласно учению Священного Писания, человек представляет собой сложное и одновременно целостное существо, в котором его материальная составляющая (тело) неотрывна от духовной (душа). В свете этого неразрывного единства отдельное и самостоятельное существование души после смерти (отражающее скорее платоновский дуалистический, нежели библейский взгляд на человека) невозможно.

Человек представляет собой свободную личность, способную устанавливать сознательные личные отношения с Творцом и с себе подобными. Эти отношения регулируются нравственным законом Божиим, в основу которого положена любовь: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:25-28; см. также Лев. 19:18; Втор. 6:5;). Конкретным выражением этого нравственного закона являются известные Десять Заповедей, или Декалог (Исх. 20:1-17).

Будучи частью творения, человек несет ответственность за этот мир, вверенный ему для заботливого и разумного управления (см. Быт 1:28), а также за других людей, которые являются прежде всего его братьями, а не соперниками.

Подлинное предназначение человека во всей полноте раскрывается только в его связи с Богом.

Зло и проблема теодицеи (оправдания Бога). Зло не существует как вечная антитеза добра. Материальность мира не означает его изначальной порочности. Не является источником зла и Сам Бог.

Природное и социальное зло – результат грехопадения (см. Быт. 3), которое представляет собой сознательное и добровольное отчуждение свободных и разумных тварных существ от Бога: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2). Но, в силу произошедшего прежде грехопадения части ангелов, проблема зла имеет не только земное, но и небесное (вселенское) измерение: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:9). Грехопадение первых людей, выразившееся в желании «быть как боги», привело к разрыву отношений между человеком и Творцом, источником всякого блага. В результате греховный выбор человека исказил его природу, повлек за собой неисчислимые страдания, болезни, биологическое старение и смерть. Грех разрушил отношения между людьми, превратив всю последующую историю человечества в нескончаемую череду войн, насилия, жестокости, вражды. По причине греха человек находится в антагонистических отношениях и с природой (см. Быт. 3:17-18), поэтому нередко он ведет себя не как мудрый управитель, а как эгоистичный и безжалостный эксплуататор, варварски и хищнически относящийся к среде своего обитания: «…вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22; Откр. 11:18).

Зло по своей природе временно. Уважая свободу выбора сотворенных Им существ, Господь допускает, чтобы зло проявило себя во всей его трагической сущности, но однажды положит ему конец и вернет вселенную в состояние мира и гармонии: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр. 21: 3-5).

Путь спасения. Спасение мира от греха и зла представляет собой непрекращающееся действие Божьей благодати (см. Тит. 2:11). Главная роль в этом процессе принадлежит Сыну Божию, Иисусу Христу, спасшему человечество от вечной гибели через воплощение, искупительную смерть, воскресение из мертвых и ходатайственное служение в небесном святилище: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

Спасение рассматривается в контексте Завета как основополагающая сотериологическая* категория, положенная в основу взаимоотношений между Богом и человеком. Человек является активным участником Завета, свободно и добровольно принимая действие Божией благодати (см. Иер. 31:33; Мф. 26:28).

Адвентистской Церкви чужда концепция, согласно которой Бог в одностороннем порядке решает судьбу каждого человека, предопределяя для одних спасение, а для других – вечное осуждение и смерть.

Адвентисты воспринимают дар спасения не просто как Божий акт оправдания, но и как внутреннее преобразование человека под воздействием Святого Духа – покаяние и возрождение к новой жизни со Христом, освящение и возрастание в богоподобии: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).

Спасение носит также эсхатологический характер. Проблему греха и зла окончательно разрешит Второе пришествие Христа на землю.

Церковь. Церковь представляет собой волею Творца организованное сообщество народа Божия, объединяющее верующих в Иисуса Христа как Господа и Спасителя – независимо от этнических различий, национальности, пола и социальной принадлежности.

Вхождение в Церковь совершается добровольно в сознательном возрасте через крещение. Крещению должно предшествовать покаяние и исповедание грехов, а также научение основам христианской веры.

В Священном Писании Нового Завета Церковь представлена как «тело Христово» (Еф. 1:23), чем подчеркивается, прежде всего, связь Церкви как сообщества верующих со Христом, Который «есть Глава тела Церкви» (Кол. 1:18), а также взаимосвязь между всеми людьми, составляющими Церковь. Подобная связь привносит в Церковь отношения подлинного братства, взаимопонимания, уважения и любви. Выражением этой связи является евангельское установление Вечери Господней, в знак верности которому Церковь регулярно совершает обряд Причастия.

Господь также говорит о Своей Церкви: «…вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16-17). Именно присутствие Святого Духа придает Церкви статус богоданного института и наделяет ее силой, необходимой для осуществления ее миссии в этом мире.

Эсхатологическая направленность Церкви Адвентистов Седьмого Дня не исключает ее активного участия в жизни общества. Считая великое поручение Христа проповедовать Евангелие (благую весть о спасении) своим приоритетным делом (см. Мф. 28:19-20),  Церковь прилагает все усилия к духовно‑нравственному оздоровлению общества,  облегчению страданий людей, поиску путей к конструктивному диалогу с другими церковными, общественными и государственными организациями ради разрешения насущных проблем современности.

Будущее. Церковь Адвентистов Седьмого Дня, опираясь на многочисленные свидетельства, оставленные Самим Христом и апостолами, исповедует веру в непреложность Второго Пришествия Христа, которое, в противоположность страдальческому характеру Его Первого пришествия на нашу землю, будет величественным и триумфальным: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Это событие будет сопровождаться воскресением и преображением искупленных из всех народов всех времен (см. 1 Фес. 4:16).

Хотя в Священном Писании недвусмысленно подчеркивается идея близости Второго Пришествия (см. Мк. 9:1; 13:30; Рим. 13:11‑12), в то же время оно ясно говорит, что момент наступления конца существования жизни на нашей планете неизвестен (см. Мф. 24:42; Мк. 13:32‑33). Тексты, подчеркивающие идею близости этого эпохального для земли события, скорее, подразумевают теологическую, а не хронологическую взаимосвязь между настоящим и будущим. Они указывают не столько на время Второго Пришествия как такового, сколько на грядущую реальность самого факта этого события, и поэтому предназначены, прежде всего, для того, чтобы христиане не утратили духовную бдительность, а не для хронологических расчетов.

Второе Пришествие Христа – основа христианской надежды, выражающей чаяния согрешившего человечества о возвращении утерянного рая. Это событие знаменует собой завершение греховной истории рода человеческого и открывает путь вечному Царствию Божию на земле, которое в период до Второго пришествия Христа во славе носит лишь предначальный характер.

ЦЕРКОВЬ И ЧЕЛОВЕК

В современном мире происходят стремительные, глубокие и, что особенно характерно для нашего времени, глобальные изменения. Сегодняшний информационный, интеллектуальный, технический и экономический потенциал общества настолько велик, что любые, самые смелые замыслы становятся реальностью в весьма короткое время. Однако, поскольку человеческая природа подвержена греху, сам человек практически всегда исполнен противоречий, и изменения, которые он производит в окружающем мире, тоже противоречивы и неоднозначны. Они  влияют и на самого человека, изменяя его мировоззрение, мышление, запросы. Среди наиболее острых Церковь сегодня выделяет противоречия духовного, антропологического и социального характера.

Свобода и новые виды рабства. На протяжении всей своей истории человек стремился к свободе и боролся за нее. Но современный человек, легко впадающий в разного рода зависимость (физическую, психическую, материальную, информационную, социальную и духовную –  от наркотиков, денег, оккультных наук и т. п.), очень редко борется за сам принцип свободы, за свободу других людей.

Социальные связи в современном мире. Социальные связи человека в современном мире необыкновенно расширились. Общественные институты и стоящие за ними организации, которые выступают посредниками между людьми и обеспечивают правовую базу  отношений между обществом и личностью, превратились в мощные структуры.  Человек перестал ощущать себя напрямую связанным с тем, что происходит вокруг него, и перестает верить, что от его свободных решений что‑то в обществе может измениться.

Он обезличивается и становится интересен не более как электорат, цифра в статистической графе, но не как личность, которая любит, страдает, радуется, переживает. Множество ежедневных мимолетных, поверхностных встреч и контактов убеждают человека в том, что он не единственный, не уникальный, а потому и не очень нужный для окружающего мира.

Церковь же видит в человеке прежде всего личность, образ Божий и старается открыть ему глубины Божественной любви и надежды.

Повсеместная узкая специализация и  фрагментарность  мировоззрения. Церковь озабочена тем, что мышление современного человека утратило целостность. Наука наших дней очень сильно дифференцирована и специализирована, в результате  человек приобретает фрагментарные знания о тех или иных сторонах жизни, в чем же заключается смысл жизни в целом, часто остается  ему непонятным.

Абсолютизация материального образа жизни. Характерный для современного постиндустриального общества уровень перепроизводства вынуждает производителей искать новые способы продажи своего товара. Для этого они используют всю мощь современных информационных технологий, навязывая потенциальному покупателю приобретение тех или иных, порой излишних, материальных благ. В потоке информации, которая ежедневно обрушивается на человека, просто не остается места для духовных размышлений.

Отрыв от религиозных корней. Современный человек прагматичен и рационалистичен. Считая безверие признаком здравого мышления, он ограждает себя и от подлинно глубоких религиозных переживаний. Церковь не без тревоги замечает, что такой псевдонаучный подход к жизни во многих людях порождает все большую неуверенность, тревогу и смятение.

Богатство и бедность. Экономика современных развитых государств достигла небывалого развития, что не привело, однако, к победе над бедностью и нищетой. Более того, на фоне перенасыщенного рынка народы многих стран и даже целых континентов испытывают голод, жажду и прозябают, поскольку крайне нуждаются в элементарных средствах к существованию. Солидарность наций – исключительно важное условие для преодоления бедности. Церковь призывает всех, кто трудится в этом направлении, принимать практические меры для создания достойных условий жизни и труда людей.

Практичность и нравственность. Человек, движимый возвышенными духовными принципами, в век высоких технологий ощущает себя изгоем общества, которое, руководствуясь эгоистическими интересами, ставит во главу угла сиюминутную выгоду.

Новые и старые ценности. В наши дни общество переживает глобальный кризис, в основе которого лежит кризис ценностный, свидетельствующий о разрушении в человеке и обществе традиционной системы истинных ценностей. Современная жизнь требует от него свободы, инициативы, ответственности. Прошлый же опыт приучил его к своего рода патернализму**, к жизни по указке сверху. С другой стороны, солидарность людей и поколений, забота об общем благе стали ныне непопулярны. Церковь, сознавая свою ответственность за человека, стремится помочь ему обрести утерянные нравственные ориентиры в жизни.

Абсолютизация материального образа жизни. Характерный для современного постиндустриального общества уровень перепроизводства вынуждает производителей искать новые способы продажи своего товара. Для этого они используют всю мощь современных информационных технологий, навязывая потенциальному покупателю приобретение тех или иных, порой излишних, материальных благ. В потоке информации, которая ежедневно обрушивается на человека, просто не остается места для духовных размышлений.

Отрыв от религиозных корней. Современный человек прагматичен и рационалистичен. Считая безверие признаком здравого мышления, он ограждает себя и от подлинно глубоких религиозных переживаний. Церковь не без тревоги замечает, что такой псевдонаучный подход к жизни во многих людях порождает все большую неуверенность, тревогу и смятение.

Богатство и бедность. Экономика современных развитых государств достигла небывалого развития, что не привело, однако, к победе над бедностью и нищетой. Более того, на фоне перенасыщенного рынка народы многих стран и даже целых континентов испытывают голод, жажду и прозябают, поскольку крайне нуждаются в элементарных средствах к существованию. Солидарность наций – исключительно важное условие для преодоления бедности. Церковь призывает всех, кто трудится в этом направлении, принимать практические меры для создания достойных условий жизни и труда людей.

Практичность и нравственность. Человек, движимый возвышенными духовными принципами, в век высоких технологий ощущает себя изгоем общества, которое, руководствуясь эгоистическими интересами, ставит во главу угла сиюминутную выгоду.

Новые и старые ценности. В наши дни общество переживает глобальный кризис, в основе которого лежит кризис ценностный, свидетельствующий о разрушении в человеке и обществе традиционной системы истинных ценностей. Современная жизнь требует от него свободы, инициативы, ответственности. Прошлый же опыт приучил его к своего рода патернализму**, к жизни по указке сверху. С другой стороны, солидарность людей и поколений, забота об общем благе стали ныне непопулярны. Церковь, сознавая свою ответственность за человека, стремится помочь ему обрести утерянные нравственные ориентиры в жизни.

БОГОСЛОВСКИЕ ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Начало человека – в Боге. Именно поэтому всякое учение о человеке должно начинаться со слов о Боге. Основой теологического представления о природе человека является вопрос о его происхождении. Человек сотворен по образу и подобию Божиему, и именно это положение в христианской антропологии является определяющим в изучении человеческой природы и ее особенностей.

Человек был создан из праха земного (см. Быт. 2:7). Благодаря этому он ощущает свою нераздельную связь с земным, физическим, телесным. Его тело – это дар Божий. Вместе с тем, в человеке заложено и другое – духовное начало. Единство тела и духа – основа человеческой жизни. И если со временем человек обрел какие-то знания о своем теле, научился воздействовать на некоторые физиологические процессы, то дух его по‑­прежнему нуждается в постоянном обновлении, он стремится к своему источнику – Богу, Который есть Дух.

Творец предстает перед нами как  Личность в трех ипостасях (см. 2 Кор. 13:13) –  индивидуальных, неповторимых, но в тоже время единых, неразрывных, пребывающих в постоянном общении друг с другом. В Боге обнаруживается удивительное единство личностного и социального. Поэтому важным аспектом человеческой природы, сотворенной по образу и подобию Божества, является гармоничное единство индивидуального и общественного.

Человеческую природу необходимо рассматривать так, как ее раскрыл Христос, придя на землю в человеческом облике. Благодаря Сыну Божьему, человек обретает прощение, спасение, а его личность становится целостной. Во Христе Иисусе соединено земное и небесное, материальное и духовное, в Нем человек обрел подлинную индивидуальность и смог раскрыть себя не только в единении с другими, но и в новом, необыкновенном единстве с Богом.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Индивидуальность. Своеобразие человеческой личности, ее уникальность, самобытность и свобода происходят от самой богоданной природы человека.

Человек уникален в своем мышлении и творчестве. Неповторимость человека определяет то, как он мыслит, творит, решает повседневные проблемы, совершает всевозможные поступки.  Человек призван к творчеству, ибо он создан по образу и подобию Творца. В отличие от Бога, мы не можем творить из ничего (мы творцы вторичной природы, то есть мы творим из того, что уже есть), но способны создавать вещи неповторимые и уникальные. Уважение к человеческому труду и творчеству – это уважение к Творцу. Впрочем, человек своими делами должен служить общему благу, во-первых, потому, что земные блага являются всеобщими, а во-вторых, потому, что подлинное творчество исключает безответственность.

Личность проявляется в инициативе, свободе и ответственности. Инициатива, свобода и ответственность – та нерушимая триада, единство и гармония которой в человеческой личности свидетельствуют о высоком духовном развитии последней. Свобода не мыслима как без инициативы, желания и возможности воплотить свой творческий порыв, так и без ответственности за то, что человек делает или не желает делать.

В связи с этим особо актуальным становится такое качество человеческой личности, как совесть, которая в каждом человеке обнаруживает себя как некая внутренняя, нравственная норма. Церковь говорит о совести как о естественном законе, вложенном Богом в сердце человека, и как о влиянии Святого Духа, не подавляющем личности. В силу же человеческой привычки грешить злые намерения и страсти зачастую заглушают зов совести.

Голос совести очень часто отождествляется самим человеком с его внутренним «я», средоточием его личности. Такое понимание личности и ее совести позволяет Церкви говорить, что в конечном итоге человек осознает себя и примиряется со своей совестью только в Боге.

Однако все эти уникальные личностные свойства не могут (вследствие своей природы) быть замкнуты внутри человека. Невозможно ощущать себя свободным, не соприкасаясь со свободой других людей. В этом смысле Церковь, вопреки мнению о том, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, утверждает: свобода человека только тогда по‑настоящему и начинается, когда он встречается со свободой другого человека. Именно тогда он может проявить свою ответственность, творческую инициативу, а не пребывать под властью слепых инстинктов. Впрочем, не только свобода, но и другие уникальные свойства человеческой личности по-настоящему раскрываются и обретают силу и смысл только в общении с другим человеком.

СОЦИАЛЬНОСТЬ. Творец заложил в человека все необходимое, чтобы он стремился к общественной жизни. Разделение полов уже предполагает появление определенной общности в форме семьи. Будучи слабым, ребенок с детства зависим от общественных связей, сначала от внутренних, семейных, затем все более внешних – школы, института, работы. На протяжении всей жизни человек ощущает острую потребность в обмене опытом, впечатлениями, знаниями, чувствами с другими людьми. Это социальное свойство непреодолимо притягивает людей  друг к другу, и, оказавшись лишенным общения, человек в своем одиночестве остро ощущает собственную слабость.

Общество хранит опыт, традиции, знания предыдущих поколений, и потому, входя в общественную жизнь, человек обогащает себя всем тем, что человечество наработало, отобрало и сохранило за всю историю своего существования. Опираясь на общественные связи, человек многократно увеличивает свой личностный потенциал, который, будучи усиленным и обогащенным опытом других людей, служит общему благу и на новом витке вновь возвращается к человеку еще большим благословением. Поэтому источником организующей силы в обществе, его богатством является зрелая, развитая личность. Если общество и государство унижают и попирают достоинство личности, препятствуют ее развитию, то сами они, в конечном итоге, становятся слабыми.

ДУХОВНОСТЬ. Чем более развита личность, тем сильнее она ощущает потребность в раскрытии и совершенствовании своего духа. Духовное раскрытие человеческой личности религиозно по своей сути, и без Бога – Который есть Дух, – ее полноценное раскрытие не мыслимо. Само духовное начало в природе человека, его стремление к духовному восхождению и совершенствованию приводит его к Богу. Необходимо, чтобы и социальные условия жизни открывали перед человеком возможность вести духовный поиск, поклоняться Богу, совершенствовать свой разум и дух.

Размышляя о многотрудном пути человечества, Церковь призывает к установлению такого порядка вещей, при котором уважалось бы человеческое достоинство, а сам человек мог бы реализовывать свое высокое предназначение – быть сотворцом и соработником Божьим.

ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МОРАЛЬ

Личная и общественная мораль в современном обществе. Всегда пребывая в живой связи с человеком, Церковь сопереживает вместе с ним все происходящее в его жизни. Предметом  ее заботы является также и духовно-нравственное состояние человека и общества в целом. Церковь с тревогой следит за состоянием современной личной и общественной морали, а также за теми изменениями, которые происходят в обществе и семье.

В обществе сегодня преобладает стремление к вседозволенности. Человек утрачивает нравственный стержень, духовно-нравственную целостность, его поступки становятся все менее логичными и последовательными, а нравственные нормы попираются ради личной выгоды и в интересах узкого прагматизма.

В развитом индустриальном обществе изменилось и отношение к семье. Она перестает быть для человека жизнеобразующим центром. Внесемейные социальные связи и отношения (школа, работа, социальные институты) все больше преобладают над внутрисемейными (отношения между родителями и детьми), взаимными обязанностями, принципами преданности и верности. Другими словами, современный человек стремится более реализовать себя вне семьи, чем в ней. Памятуя о том, что семья – ячейка человеческого общества – древнейшая и самая естественная форма единения людей, где человек обретает первый нравственный опыт, формируется как личность и на примере родителей обретает познание о Боге и Его отношении к людям, Церковь делает все для укрепления семейных устоев в современном обществе.

Библейские основания. Сегодня отчетливо проявляется взаимосвязь между личными моральными ценностями и нравственным состоянием семьи и общества в целом.

Основанием личной и общественной морали для Церкви АСД является Закон Божий – его Десять Заповедей, раскрывающие принципы Божьего правления (см. Исх. 20:1‑17). Эти заповеди на протяжении всей истории человечества оказывали решающее влияние на развитие и становление государственного права и социальной сферы многих государств. В них отражены два самых главных  для человека фактора: отношение человека к Богу – Создателю и его отношение к своим ближним, т. е. другим людям. Хотя Господь дал Свой, начертанный на скрижалях, Закон Израилю после его освобождения из египетского рабства, принципы данного Закона существовали изначально и были известны человеку от сотворения Земли (см. Быт. 4:6–8). Они утверждают не только нормы поведения, но свидетельствуют о характере Самого Бога, о Его любви к человеку, Его воле и намерениях относительно построения как личных, так и общественных отношений.

Первые четыре заповеди Десятисловного Закона призывают человека  признать исключительное право Всемогущего Бога быть единственным для него Божеством и открывают Божью волю относительно того, каким образом он должен почитать Бога и поклоняться Ему. Господь является единственным, Кто способен освободить человека из греховного рабства: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20:2). По этой причине у человека не должно быть никаких других богов или образов: «не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:3‑5). Человек должен свято относиться к имени Господа и не произносить его без особой на то нужды и легкомысленно: «не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7). В знак признания того, что Господь является Создателем неба, земли и всего рода людского, человек призывается святить седьмой день – субботу и не делать никакого дела в этот день, отделив его для поклонения Богу: «помни день субботний, чтобы святить его… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).

Другие шесть заповедей Десятисловия (см. Исх. 20:12-17)  определяют отношения человека к человеку. Они отражают необходимость почитания родителей: «почитай отца твоего и мать твою»; защищают собственность человека: «не кради»; его жизнь: «не убивай»; святость супружеских уз: «не прелюбодействуй»; ограждают от наветов и клеветы: «не произноси ложного свидетельства» и призывают человека господствовать над своими желаниями, так как зависть может явиться корнем многих проблем и преступлений: «не желай… ничего, что у ближнего твоего».

Иисус Христос отразил суть Десяти Заповедей в словах, известных верующим еще со времен ветхозаветных пророков: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Втор. 6:5; Лев. 19:18). «Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22:39).  Главный смысл и дух заповедей, определяющих отношения между людьми, отражен также и в другом изречении Иисуса Христа, известном современному человеку под названием «золотого правила»: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

Десять заповедей лежат в основе завета Бога с Его народом и являются мерилом праведности на суде Божьем. Выполняя роль нравственного эталона, заповеди в то же время остаются недосягаемым идеалом совершенства для грешного человека. Посредством Духа Святого, осознавая свою греховность и видя сияющий свет путеводительных заповедей, человек приходит к осознанию своей нужды в Спасителе, Который дарует ему прощение совершенных грехов и наделяет силой противостоять искушениям. В душе, прошедшей через покаяние, восстанавливается образ Божий. Церковь верит, что преображенный при помощи Духа Святого, запечатлевающего в сердце заповеди Божьи, верующий человек способен пребывать в послушании этим великим принципам, совершенствуя характер, ощущая мир с Богом и ближними и своей жизнью свидетельствуя о том, что спасение – это Божий дар, плодом которого явится праведность.

НРАВСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ. Церковь призывает верующих жить согласно этим нравственным принципам и содействовать совершенствованию мира и возрождению в нем христианской морали. Несомненно, чем больше людей будут руководствоваться этими правилами, тем счастливее станут они сами и все общество в целом. Церковь Христиан‑Адвентистов Седьмого Дня, выступая за свободу совести, стремится помочь каждому человеку открыть для себя Вечного Бога и Его Слово, поскольку отношения со Всевышним определяют и отношения с ближними.

Стремясь помочь каждому человеку вести нравственный образ жизни и строить отношения счастливого общежития в семье и обществе, Церковь АСД для этих целей проводит различные программы и семинары. Возвышая нравственные принципы, Церковь стремится уберечь общество, и особенно подрастающее поколение, от растлевающего влияния анархии и вседозволенности, порнографии, проституции и сексуальной распущенности, от пагубного пристрастия к алкоголю и наркотикам.

Являясь сознательными гражданами своей страны, христиане‑адвентисты занимают активную социальную позицию, стремятся привести свою жизнь и жизнь других людей в согласие с вечными принципами нравственного Закона.

СЕМЬЯ

Современное положение семьи. В зависимости от дающего определение семье, в предлагаемых формулировках могут быть выделены разные аспекты. Согласно светским источникам, семья представляет собой основанную на браке общность людей; члены ее связаны кровными узами (или усыновлением) и ведением общего домашнего хозяйства; они оказывают друг другу взаимную помощь и несут друг перед другом моральную ответственность. Принято также считать, что семейный союз представляет собой структурную единицу каждого общества, ту ячейку, в которой должно происходить появление на свет и воспитание подрастающего поколения.

Христиане в понятие семьи вкладывают  более глубокий смысл. Они считают, что семья была учреждена Самим Богом для счастья человека. Семья представляет собой завет между мужчиной и женщиной, которые призваны любить, понимать, помогать и хранить верность друг другу. В этом союзе должны рождаться дети, и одной из первостепенных задач родителей является создание для них такого окружения, в котором восстанавливается образ Божий в человеке. Адвентисты убеждены, что сердцем общества и нации является семья. Благополучие общества, успех Церкви и процветание нации зависят от влияния семьи.

Нравственный кризис общества и семьи. Сегодня семья,  как и многие другие современные институты, переживает кризис. Он обусловлен многими причинами, среди которых не последнее место занимают: падение традиционных моральных устоев, ставшие негласной нормой современного общества внебрачные и добрачные связи, рост разводов и гражданских браков (сожительства), все большая легализация нетрадиционных сексуальных ориентаций, рост проституции, наркомании, алкоголизма (в том числе подростковых). Оказывая пагубное влияние на семью, данные причины, в свою очередь, сами являются следствием повсеместной секуляризации современного общества. Суть этого глубинного и сложного процесса выражена лаконичной, но емкой фразой А. Солженицына, раскрывающей причины большинства проблем ХХ века: «Люди забыли Бога».

ЧЕЛОВЕК В ЦЕРКВИ, ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

Человек – основа всякого общества и государства. Он также являет собой основу Церкви. Главой же ее и Основателем является Христос, поэтому Церковь являет собой уникальный богочеловеческий союз. Полагаясь на Божественное откровение, она говорит о духовном единении личностей, созидающих как «тело» Церкви, так и «тело» общества и государства. Без человека, его активной позиции, без признания достоинства его личности не может вестись речи о существовании каких бы то ни было общественных институтов. Он – их основа, и он же их основная проблема, он их краеугольный камень, но часто в исторической реальности отверженный. Без участия каждого человека развитие общества невозможно, и потому Церковь, говоря о своих взаимоотношениях с обществом и государством, на первый план ставит проблему человека, достоинства его личности, а также общественных условий, способствующих его развитию и самореализации.

 

Забота о достоинстве человеческой личности. На протяжении всей своей истории Церковь всегда пребывала с человеком,  вместе с ним радовалась, страдала и шла с ним одним путем. Достославное окончание этого пути – восстановление в человеке образа Божьего. Достижению своей важнейшей цели –  возрождению человека – Церковь отдает все свои силы, и с позиции любви к Богу и человеку она ведет диалог со всеми, от кого зависит его жизнь и благополучие, будь то государство или общество в целом.

Церковь, общество и государство. Ведя свое происхождение от одного источника – Бога, ибо, по словам апостола Павла, «нет власти не от Бога» (Рим. 13:1), и Церковь, и общество, и государство призваны заботиться о каждом конкретном человеке. Они могут существовать на основе соблюдения общепризнанных нравственных и правовых норм. Но, при общей богоданности этих институтов, их задачи и функции во многом различны.

Различна и цель заботы о человеке: общество, государство заботится о земном благе своих граждан, Церковь же печется о горнем, вечном, т. е. о духовном возрождении человека и восстановлении в нем образа и подобия Божия.

Эти различия обнаруживаются,  прежде всего, при определении природы Церкви, общества и государства.

ПРИРОДА ЦЕРКВИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Церковь. Высшее проявление человеческой социальности обретается в уникальном единении людей между собой и Богом – в Церкви, которая также зовется Телом Христовым. Это сравнение говорит о еще одном – более тесном единении, которое исполняется в ней. В человеке, изначально сотворенном по образу Божьему, не просто отражены черты Божьего характера, в том числе Его социальность и открытость по отношению к другим, но через Христа, по словам апостола Петра, человек становится «причастником Божьего естества» (2 Петр.1:4). Приняв человеческую плоть, Христос навсегда связал Себя с человеческим социумом, а после Своей смерти, воскресения и вознесения социум человеческий Он сделал причастником социума Божественного. Ради этого единства и ради того, чтобы открывать человеку высшую цель его существования, и создана Церковь. Она по поручению Господа проповедует вечное Евангелие, суть которого  заключается в «словах примирения» людей с Богом и между собой. Миссия Христа – «благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18) – стала миссией Церкви, исполняемой в смирении и любви. Церкви чужды всякого рода принуждение или насилие, потому что подлинное единение людей с Богом и между собой возможно только в любви, в свободном вхождении в богочеловеческий социум Церкви.

Таким образом, Церковь по природе своей отличается от любого другого земного сообщества, ибо:

  1. Церковь – не просто сообщество людей, связанных общими интересами (пусть даже самыми высокими). Церковь создана не людьми, но Богом, Он ее Основатель, Глава и Хранитель, так что и «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).
  2. Церковь свой авторитет обретает напрямую от Бога, и ее авторитет, в отличие от государственного, никак не связан с какой‑либо формой принуждения.
  3. В обществе и государстве человек работает для своего или для общего земного блага, в Церкви же он домостроитель Божий, собирающий свое богатство не на земле, а на небесах.
  4. По природе своей человек социален, и потому спасение и освящение его происходит не в одиночестве, а среди других людей. В Церкви человек не может обойтись без других людей, их духовных даров, участия в служении. Бог замыслил спасение человека как коллективное действие, в котором человек уже на земле призван проявлять лучшие социальные добродетели: любовь и милосердие.

Церковь не может предложить этому миру безупречную модель или форму социального или политического развития, это не входит в ее компетенцию, однако это не значит, что у Церкви нет своего видения социальной справедливости и суждения о том, насколько современное общество отвечает принципам Евангелия. Благая Весть всегда была связана с реальной жизнью человека и потому всегда требовала воплощения веры в конкретных принципах человеческого общежития.

Общество. Общество, в широком понимании, означает любую форму длительной связи людей, имеющих общие ценности и стремящихся совместно осуществить общие задачи. Такая связь, как правило, многосторонняя: и эмоциональная, и рационально-осмысленная, и духовная.

Несмотря на то, что государство зачастую определяют как высшую форму организации общества, необходимо отметить существенные различия между ними. Государственная власть в большей степени основывается на необходимости сдерживать пагубные тенденции размежевания внутри самого государства. В то же время, добиваясь общего блага, оно порой прибегает к принуждению. Что же касается общества, то стремление людей к установлению общественных связей и созданию различных сообществ основывается на самой природе человека, которая по сути своей социальна. Другими словами, общественная организация основана на природном, естественном стремлении человека к общению с себе подобными, к реализации своих личностных качеств.

Господь изначально определил, что «нехорошо быть человеку одному» (Быт 2:18). А когда была создана Ева, Господь сказал ей и Адаму: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Итак, человек был создан с сознанием зависимости как от своего Творца, так и от других людей, из которых и состоит общество, – в материальной, духовной, культурной и нравственной сферах. Таким образом, социальная среда есть необходимое условие сохранения и обновления жизни.

Бог желает, чтобы все люди составляли одну семью и по-братски относились друг к другу, ибо «от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:26), а потому все они – дети Божии, созданные по Его образу и подобию. Вот почему любовь к Богу и к ближнему — первая и величайшая заповедь, и Священное Писание учит нас, что любовь к Богу не может быть отделена от любви к ближнему: «Ибо… все другие <заповеди> заключаются в сем слове: “люби ближнего твоего, как самого себя”… итак, любовь есть исполнение Закона» (Рим. 13:9-10; см. также 1 Ин. 4:20). Более того, когда Господь Иисус молился Отцу: «да будут все едино… как Мы едино» (Ин. 17:21-22), Он открыл человеческому разуму великие перспективы, ожидающие детей Божиих, которых они достигнут, объединясь в истине и любви, подобно единению Божественных ипостасей. Поэтому человек может достичь своего полного раскрытия только в жертвенной самоотдаче.

Относительно природы и происхождения общества Церковь имеет следующее мнение:

  1. Общество возникает и определяется социальной природой человека, стремлением индивида к установлению общественных связей и отношений. Общность людей носит не только эмоциональный или рациональный, но, прежде всего, духовный характер, и потому Церковь ревностно заботится о том, чтобы духовное начало общества не размывалось и люди могли ощущать духовное единство между собой.
  2. Возникает определенная общность, в основе своей зависящая от человека: человек – семья – общество – государство. Общество не мыслится без человека, государство же теряет свой смысл и значение, если люди не объединены общими интересами и не ощущают себя единым сообществом, представляя, по сути, случайное скопление людей.
  3. Общество защищает личность от воздействия природных стихий, агрессивных намерений других личностей, обогащает ее многообразным содержанием. Вместе с тем нужно признать, что личность может «сталкиваться» с обществом, и нередко общество угнетает ее, ограничивает и порабощает. Изначально личность отражала в себе образ и подобие Божье, общество же налагает на нее свой образ и подобие и часто превращает ее в своего слугу и раба.
  4. Необходимо признать, что социальные условия и связи, в которые люди вовлечены уже с детства, нередко отвращают их от совершения добра и побуждают ко злу. Вполне очевидно, что нарушения социального порядка отчасти происходят вследствие экономической, политической и социальной напряженности. Однако при более пристальном рассмотрении становится ясно, что их глубинные причины – в пораженной грехом природе человека, в его гордыне и эгоизме, извращающих впоследствии и социальную среду. Человек грешен от своего зачатия, и этот фактор влечет за собой серьезные социальные последствия, так что можно говорить о социальном, или, как его иногда называют, структурном, грехе. Механизм его распространения раскрыт в первых главах Священного Писания (см. Быт. 3). Индивидуальный грех одного человека (Евы) вызвал катастрофические социальные последствия: разрушились связи человека с Богом, между первыми людьми, а также между ними и прочими живыми существами. Наши прародители подпали под власть отрицательных чувств: стали бояться, стыдиться, испытывать недоверие друг к другу и любящему Богу; наконец, ответственность за свой поступок они переложили друг на друга и внешние обстоятельства. От человека грех распространился на весь тварный мир.
  5. Создатель являет Свою милость в человеческой добродетели, в ней Он раскрывает Себя как Бог любви и милосердия. Церковь призывает всех людей проявлять любовь к ближнему, особенно к нуждающемуся в помощи и поддержке, сея тем самым в обществе семена добра, любви и благотворительности.
  6. Общество не вправе определять свободу или совесть личности. И свобода, и совесть – это то, что присуще человеку от сотворения и составляет в нем образ Божий, и потому никто – ни отдельный человек, ни общественное мнение, ни государственная власть не могут «предоставлять» ему свободу, иначе то, что кем­­­­-то из них предоставляется, легко может быть им и отнято. Напротив, государство должно гарантировать и обеспечить человеку необходимую свободу. Но это также означает, что человек сам отвечает, как перед Богом, так и перед обществом, за то, как он использует свою свободу. Церковь признает положение ст. 4 Декларации прав и свобод человека и гражданина о том, что осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других людей. При этом задачей общества, государства и Церкви является создание таких условий, при которых человек мог бы ответственно использовать свою свободу и не идти против своей совести.
  7. Общество, в отличие от государства, категория не временная. Социальная природа человека сохранит свою актуальность и в вечности, в то время как существование государства во времени диктуется его функциями, обусловленными наличием в мире зла. Общественная организация жизни будет существовать и за пределами этого грешного мира. В Священном Писании мы читаем о спасенных как о народе Божьем, который обрел духовное единство с Богом.

ГОСУДАРСТВО

Государство и Церковь – разнородные организации. Они не должны ни сливаться воедино, ни подменять одна другую. По природе и происхождению своему государство является земным установлением, институтом, одобренным Богом. Впрочем, установление это носит скорее вынужденный (вследствие греха) и потому временный характер. Государство – институт права, порядка и подавления зла (но не человеческой воли и свободы).

Церковь предостерегает от тех учений, которые во имя мнимой свободы человека порождают хаос. Господь есть Бог порядка, Бог, преобразующий хаос, и потому анархия – это восстание и против Бога, и против человека. Возможна и другая крайность, когда государственная машина оказывается настолько централизованной, что все в государстве служит интересам одного человека или находящейся у власти определенной группы людей, которые пытаются уподобиться «богам». Такое полицейское государство, попирающее свободу человека и достоинство личности, в равной степени, как и анархия, противоречит Божьей воле о государстве и человеке. Церковь неоднократно встречалась с проявлениями и того, и другого и всякий раз выступала в защиту человека, его достоинства и права реализовывать свою гражданскую и религиозную свободу, без чего полноценность человеческой личности не мыслима.

Церковь также предостерегает и против политики государственного протекционизма той или иной религии  или конфессии, придания ей статуса государственной. В таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Украина, это нанесет ущерб межнациональному и межконфессиональному миру и согласию. Более того, подобный союз противоречит библейскому принципу разделения сфер кесаря и церкви, а также конституционному принципу отделения религиозных объединений от государства.

Относительно природы и происхождения государства Церковь имеет следующие суждения:

  1. Несмотря на то, что государственная власть с ее принудительными мерами по пресечению зла обусловлена грехом, государство своим происхождением обязано не злу, греху и сатане, а Богу, ибо «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1–2).
  2. Человек в этом мире не может гармонично развиваться как личность, опираясь исключительно на свои собственные силы. Его социальная природа понуждает его устанавливать социальные связи с другими людьми, создавать семью, участвовать в жизни общины или общества, учреждать новые общественные структуры. Подобные отношения должны регулироваться правом и вести к всеобщему благу. В связи с этим возникает необходимость в высшей координирующей социальной структуре, способной при помощи права и власти созидать земное благосостояние и служить этому общему благу. Именно такой структурой и выступает государство, задачей которого является создание условий для успешного развития индивидов, отдельных общностей и общества в целом. Все в государстве должно служить общему благу людей, а в конечном итоге – каждому человеку.
  3. Сила и мощь государства напрямую зависят от его граждан, их личностного и социального потенциала, их солидарного участия в жизни страны. Самое ценное, что есть в государстве, – его граждане. Их жизнь и благополучие – главная цель и забота государства.
  4. Государственная власть облечена двойным авторитетом: с одной стороны, он исходит от Творца всякой власти – Бога, с другой – власть опирается на политически объединенный в государство народ, не на слепую массу, а на индивидов, составляющих «тело» государства, – на своих граждан.
  5. Государственная власть носит принудительный характер, ибо каждый человек в отдельности стремится к личной выгоде, что часто несовместимо с общим благом. Государственная же власть подчинена общему благу, а не только благу отдельных своих членов. Впрочем, этот принудительный характер обусловлен присущим человеческой природе злом: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3-4).
  6. Государственная власть ограничена во времени между грехопадением и Вторым пришествием Христа. Другими словами, она, как и многие земные установления, утратит в Царстве Божьем свое предназначение.

Христианство