ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ. Церковь призвана явить миру Христа. В своих отношениях с властями Церковь полностью полагается на Его пример. Являясь Сыном Бога во плоти, Иисус обладал ни с чем не сравнимой властью на земле. Однако Он никогда не прибегал к принуждению для проповеди Евангелия. Последователи Христа обязаны постоянно об этом помнить. Церковные власти не должны вмешиваться в дела гражданских властей или использовать их методы. Впрочем, вопрос о невмешательстве в дела Церкви равным образом относится и к государственной власти, за исключением требований, относящихся к юридическому статусу Церкви.

ОПАСНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Никакие земные власти или правительства не имеют права принимать законы, касающиеся вопросов внутреннего устройства религиозных организаций или обязательного вероисповедания. Соответственно, Церкви никогда не следует использовать свое влияние для того, чтобы принимать религиозное законодательство в пользу той или иной религии/конфессии и заставлять людей соответствовать ее учению или практике. Всякий раз, когда духовные руководители искали усиления своих позиций или добивались исполнения своих желаний с помощью гражданских властей, результат был трагичным. Никакая форма религиозного давления через гражданские власти не является богоугодной.

Адвентисты Седьмого Дня поддерживают принцип отделения Церкви от государства. Это отделение, гарантирующее свободу Церкви, не должно быть фиктивным, как это имело место в прошлом. К тому же важно помнить, что Церковь отделена от государства, государственного аппарата власти, но не от общества.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ПРАВИТЕЛЬСТВАХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. На протяжении всей истории народа Божьего Господь призывал людей, достойных представлять Его весть сильным мира сего. Авраам, Иосиф и Моисей – все они имели дело с царями и правителями своего времени. Мужество Есфири, жены царя Артаксеркса, спасло народ Божий от уничтожения. Даниил был представителем Божьим сначала в Вавилонской империи, а затем при дворе персидского царя Кира и мидийского правителя Дария. Апостол Павел нес Евангелие правителям Римской империи. Подобно им, многие великие реформаторы представали перед правителями своего времени для того, чтобы открывать им Божью волю и истину. Вот почему мы поступим недобросовестно, если в наши дни не будем следовать их примеру.

Желая внести свой посильный вклад в решение насущных вопросов современности, Церковь Адвентистов Седьмого Дня нередко направляет своих представителей в соответствующие правительственные институты и международные организации, которые способны оказывать влияние на утверждение принципов религиозной свободы, нравственности, социальной справедливости. Эта работа рассматривается Церковью как неотъемлемая часть евангельской миссии.

ПОЛУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ОТ ГОСУДАРСТВА. На протяжении долгих лет адвентисты обсуждали вопрос о приемлемости получения государственной финансовой поддержки для нужд Церкви или ее учреждений. С одной стороны, Библия предостерегает Церковь от союза с государством. С другой стороны, она учит, что Господь руководит сердцами тех, в чьих руках сосредоточена государственная власть, и что Церковь не должна отвергать их помощь в продвижении Его дела.

Таким образом, когда государственные законы разрешают оказывать помощь Церквам или их учреждениям со стороны государства, то наши принципы разрешают получение такой финансовой помощи, – но лишь в том случае, если эта помощь не сопровождается условиями, запрещающими свободно исповедовать и распространять вероучение, руководствоваться нормами и принципами Церкви, самостоятельно избирать руководителей церковных организаций и учреждений и бескомпромиссно соблюдать принципы, выраженные в Священных Писаниях. Кроме того, чтобы избежать союза Церкви и государства, государственное финансирование не должно приниматься с целью оплаты религиозной деятельности – проведения богослужений и евангельских программ, издания религиозной литературы или выплаты заработной платы церковной администрации и служителям Церкви. Исключение представляют случаи, когда духовное служение совершается для тех, чья жизнь находится под полным контролем государства и совершение такого служения невозможно без государственного участия (ИТК, воинские части и т. п.). Для всех других видов деятельности (общеобразовательной, медицинской, социальной) такая помощь для Церкви вполне может быть приемлемой.

ОБЛАСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА. Попечение о жизни и благополучии человека и общества – главнейшая задача государства, и Церковь в меру своей компетенции и возможностей поддерживает усилия государственных властей в этом направлении. Сотрудничество Церкви и государства может строиться только на свободных и добровольных условиях, позволяющих и Церкви, и государству исполнять свою миссию и в конечном итоге служить нуждам человека.

В нынешний исторический период времени наиболее плодотворным сотрудничество Церкви и государства видится в таких областях как:

  1. Поддержка института семьи. Церковь тревожит демографическая ситуация, сложившаяся в нашей стране в последнее время. Во многом такое положение вызвано как социальным, так и духовно-нравственным состоянием современных семей. Церковь старается всячески поддерживать семьи и воспитывать детей и молодежь в духе любви к своим ближним и желании создать в будущем здоровые полноценные семьи.
  2. Сохранение в обществе основополагающих нравственных норм. Церковь верит в то, что развитие общества невозможно без утверждения в нем глубоких нравственных и духовных основ. И потому она чувствует ответственность за их возрождение.
  3. Сотрудничество в области культурного, нравственного и духовного воспитания и образования.
  4. Забота о здоровье человека. В частности, популяризация здорового образа жизни, профилактика курения, наркомании и алкоголизма.
  5. Участие в совместных с государством и общественными организациями социальных программах.
  6. Миротворчество и помощь в зонах конфликтов.
  7. Диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе и в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений.
  8. Работа церковных и светских СМИ по возрождению нравственности, защите прав и свобод человека, по укреплению гражданского общества.
  9. Содействие толерантности, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
  10. Защита свободы совести и религиозной свободы.
  11. Дела милосердия и благотворительности.
  12. Деятельность по сохранению окружающей среды.
  13. Экономическая деятельность на пользу Церкви, государству и обществу.
  14. Противодействие экстремистским структурам, представляющим опасность для личности и общества.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Христианство