ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА И СВЕТСКОЕ ПРАВО

Сегодня, когда Украина переживает  трудное время духовного, культурного и конституционного преобразования, общество надеется и ожидает, что Церковь  вновь обратит его к вечным духовным ориентирам, поможет обрести новое, созидательное видение, охватывающее в том числе и законотворческую сферу.

Достоинство человеческой личности не мыслится вне этических норм. Человек соизмеряет ими свои поступки, действия или бездействие, определяя степень их правомерности. Каждый человек, и тем более верующий, создает свою иерархию ценностей, основанную на личных убеждениях, вере и жизненном опыте. В то же время исторический опыт показывает, что этические нормы часто нарушаются самим человеком, что приводит, с одной стороны, к разочарованию, порой крушению ценностных ориентиров, а с другой – к серьезным преступлениям, когда в силу вступают нормы права.

БОГОСЛОВСКИЕ ОСНОВАНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ. Триединый Бог для христианина – «есть истинный Бог и жизнь вечная» (I Ин. 5:20). Вследствие грехопадения человек утратил связь с Господом, источником всякой жизни, «единым имеющим бессмертие» (1 Тим 6:16). С того момента «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19), которое проявляет себя в болезнях, страданиях, смерти. Однажды преступив Божью заповедь, человек оказался дезориентирован в своей духовной и социальной жизни. Чтобы человечество окончательно не сбилось с пути, Господь даровал ему нравственный ориентир – Священный Закон (Десятисловие), являющийся отображением Его характера. Благодаря библейской системе ценностей и помощи Господа, человек может обрести единственно верную жизненную перспективу.

Господь Бог, являя Собой полноту совершенства, призывает к этому и человека: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Совершенство, с точки зрения учения Церкви, достигается через веру в Иисуса Христа, стяжание Духа Святого и неизменное послушание богоданным заповедям и иным библейским установлениям. Следование библейским заповедям дарует человеку бесценные благословения – наполняет жизнь новым содержанием и надеждой: «Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить всеми путями Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить… и благословит тебя Господь Бог твой на земле» (Втор.30:1б). Нарушение же Божественного закона является грехом: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4) и неминуемо влечет за собой духовную и физическую смерть человека: «Ибо возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23).

Вместе с тем, библейское понимание греха значительно отличается от юридического толкования правонарушения. В Нагорной проповеди Иисус Христос открывает глубину Святого Закона: «Вы слыхали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; …Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:21,22, 27-28). Господь направляет внимание людей от противоправного – внешнего – деяния на человеческую греховную природу как на главный источник правонарушения: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15:19-20).

По причине живущего в нем греха человек не способен собственными силами претворить в жизнь Христовы заповеди. И хотя человек совершает грех, он, слыша голос совести, интуитивно тянется к нравственным ориентирам Декалога: «Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7:16-22).

Зачастую, совершая греховное деяние, человек заглушает голос совести и оправдывает его внутренними переживаниями или внешними обстоятельствами. Однако христианская позиция в этом плане  однозначна – оправдание греха является само по себе грехом. Равно и принятие законов, напрямую отвергающих Божественные нормы или существенно смягчающих требование библейских заповедей, неприемлемы для Адвентистов Седьмого Дня.

СВЕТСКОЕ ПРАВО. Многочисленные собрания поучений и законоустановлений, создаваемых на протяжении человеческой истории, содержат в себе лишь малую часть богоданного Закона. Источником норм светского права стали религиозные и традиционные нравственные  нормы, и именно  благодаря этому современное общество может чувствовать себя в относительной безопасности. Светское право по сути – законодательно закрепленный минимум этических норм, необходимых для общежития. В целом, право представляет собой строго выверенную, упорядоченную совокупность установленных государством норм поведения, обеспеченных мерами принуждения. И в этом его основное отличие от этической сферы. Право всегда выражено в законах государственной власти и представляет собой равноформальные требования к поведению людей и не всегда учитывает состояние человеческого сердца.

В светском правосознании основные права личности классифицируются сферой их проявления: это свободы, социальные права и процессуальные права. Носителем основных прав может быть как частное лицо, так и объединение нескольких лиц. Задача государства – защищать то, что, собственно, и определяет в человеке его достоинство, – свободу самостоятельно принимать решения и строить свою жизнь сообразно этим решениям, не нарушая при этом прав других людей. Права каждого человека должны быть защищены перед государственной властью независимо от того, обусловлена ли эта власть волей народа или была установлена без его согласия.

Однако, как не может быть абсолютной свободы государства, так и не может быть безграничной свободы отдельно взятой личности, поскольку неограниченная свобода неизбежно приводит к неконтролируемой деспотии сильнейшего. Значительным вкладом раннехристианской мысли в формирование идеи прав человека явилось учение об уникальности каждого человека, призванного отражать образ его Творца. С точки зрения Церкви, подлинная свобода человека обусловлена послушанием воле Божьей, выраженной в Декалоге и иных библейских установлениях. Десятисловный Закон помогает человеку, добровольно посвятившему себя соблюдению христианских заповедей, достичь желаемой свободы от греха.

Правовое государство в идеале предполагает гармоническое единство демократического права, правотворчества, правосознания и правоприменения. В правовом государстве обязательными являются соблюдение и уважение принципа разделения ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) и вытекающей из него независимости суда, а также политический и мировоззренческий плюрализм общества. Именно в правовом государстве обеспечиваются реальность прав личности и создание условий для ее свободного развития, а также присутствует взаимная ответственность государства и личности.

ХРИСТИАНИН И СВЕТСКОЕ ПРАВО. Христианин нуждается в правах, прежде всего, для осуществления своего главного предназначения как верующего человека – быть живым представителем Христа в этом мире. Следуя евангельскому принципу «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17), он, реализуя свои права и обязанности, сможет добросовестно исполнить свой долг перед Богом, семьей, ближними, Церковью, обществом, своей Родиной (государством).

При этом власти не должны препятствовать отправлению религиозных обрядов, реализации внутренних церковных установлений, а равно и осуществлению церковной миссии, выраженной в словах Христа Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19‑20). В случае принуждения со стороны власти членов Церкви к отказу от вероучительных основ и тем самым подталкивания к открытому нарушению заповедей Христовых, Церковь призвана сохранять верность Господу, отказав в повиновении государственной власти. Этот принцип ясно выражают слова первых апостолов: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:19-20). Если государственная власть принимает законы, которые существенным образом ограничивают права и свободы личности, а равно противоречат Божественным установлениям, христианин-адвентист может законным образом (опираясь на действующее законодательство) выступать против нарушения библейских принципов. В случае невозможности законным способом отстоять свои права, член Церкви, в согласии с собственной совестью, внутренними этическими нормами и убеждениями, может следовать своей вере, страдая ради Господа.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Христианство