ЦЕРКОВЬ И ЧЕЛОВЕК

В современном мире происходят стремительные, глубокие и, что особенно характерно для нашего времени, глобальные изменения. Сегодняшний информационный, интеллектуальный, технический и экономический потенциал общества настолько велик, что любые, самые смелые замыслы становятся реальностью в весьма короткое время. Однако, поскольку человеческая природа подвержена греху, сам человек практически всегда исполнен противоречий, и изменения, которые он производит в окружающем мире, тоже противоречивы и неоднозначны. Они  влияют и на самого человека, изменяя его мировоззрение, мышление, запросы. Среди наиболее острых Церковь сегодня выделяет противоречия духовного, антропологического и социального характера.

Свобода и новые виды рабства. На протяжении всей своей истории человек стремился к свободе и боролся за нее. Но современный человек, легко впадающий в разного рода зависимость (физическую, психическую, материальную, информационную, социальную и духовную –  от наркотиков, денег, оккультных наук и т. п.), очень редко борется за сам принцип свободы, за свободу других людей.

Социальные связи в современном мире. Социальные связи человека в современном мире необыкновенно расширились. Общественные институты и стоящие за ними организации, которые выступают посредниками между людьми и обеспечивают правовую базу  отношений между обществом и личностью, превратились в мощные структуры.  Человек перестал ощущать себя напрямую связанным с тем, что происходит вокруг него, и перестает верить, что от его свободных решений что‑то в обществе может измениться.

Он обезличивается и становится интересен не более как электорат, цифра в статистической графе, но не как личность, которая любит, страдает, радуется, переживает. Множество ежедневных мимолетных, поверхностных встреч и контактов убеждают человека в том, что он не единственный, не уникальный, а потому и не очень нужный для окружающего мира.

Церковь же видит в человеке прежде всего личность, образ Божий и старается открыть ему глубины Божественной любви и надежды.

Повсеместная узкая специализация и  фрагментарность  мировоззрения. Церковь озабочена тем, что мышление современного человека утратило целостность. Наука наших дней очень сильно дифференцирована и специализирована, в результате  человек приобретает фрагментарные знания о тех или иных сторонах жизни, в чем же заключается смысл жизни в целом, часто остается  ему непонятным.

Абсолютизация материального образа жизни. Характерный для современного постиндустриального общества уровень перепроизводства вынуждает производителей искать новые способы продажи своего товара. Для этого они используют всю мощь современных информационных технологий, навязывая потенциальному покупателю приобретение тех или иных, порой излишних, материальных благ. В потоке информации, которая ежедневно обрушивается на человека, просто не остается места для духовных размышлений.

Отрыв от религиозных корней. Современный человек прагматичен и рационалистичен. Считая безверие признаком здравого мышления, он ограждает себя и от подлинно глубоких религиозных переживаний. Церковь не без тревоги замечает, что такой псевдонаучный подход к жизни во многих людях порождает все большую неуверенность, тревогу и смятение.

Богатство и бедность. Экономика современных развитых государств достигла небывалого развития, что не привело, однако, к победе над бедностью и нищетой. Более того, на фоне перенасыщенного рынка народы многих стран и даже целых континентов испытывают голод, жажду и прозябают, поскольку крайне нуждаются в элементарных средствах к существованию. Солидарность наций – исключительно важное условие для преодоления бедности. Церковь призывает всех, кто трудится в этом направлении, принимать практические меры для создания достойных условий жизни и труда людей.

Практичность и нравственность. Человек, движимый возвышенными духовными принципами, в век высоких технологий ощущает себя изгоем общества, которое, руководствуясь эгоистическими интересами, ставит во главу угла сиюминутную выгоду.

Новые и старые ценности. В наши дни общество переживает глобальный кризис, в основе которого лежит кризис ценностный, свидетельствующий о разрушении в человеке и обществе традиционной системы истинных ценностей. Современная жизнь требует от него свободы, инициативы, ответственности. Прошлый же опыт приучил его к своего рода патернализму**, к жизни по указке сверху. С другой стороны, солидарность людей и поколений, забота об общем благе стали ныне непопулярны. Церковь, сознавая свою ответственность за человека, стремится помочь ему обрести утерянные нравственные ориентиры в жизни.

Абсолютизация материального образа жизни. Характерный для современного постиндустриального общества уровень перепроизводства вынуждает производителей искать новые способы продажи своего товара. Для этого они используют всю мощь современных информационных технологий, навязывая потенциальному покупателю приобретение тех или иных, порой излишних, материальных благ. В потоке информации, которая ежедневно обрушивается на человека, просто не остается места для духовных размышлений.

Отрыв от религиозных корней. Современный человек прагматичен и рационалистичен. Считая безверие признаком здравого мышления, он ограждает себя и от подлинно глубоких религиозных переживаний. Церковь не без тревоги замечает, что такой псевдонаучный подход к жизни во многих людях порождает все большую неуверенность, тревогу и смятение.

Богатство и бедность. Экономика современных развитых государств достигла небывалого развития, что не привело, однако, к победе над бедностью и нищетой. Более того, на фоне перенасыщенного рынка народы многих стран и даже целых континентов испытывают голод, жажду и прозябают, поскольку крайне нуждаются в элементарных средствах к существованию. Солидарность наций – исключительно важное условие для преодоления бедности. Церковь призывает всех, кто трудится в этом направлении, принимать практические меры для создания достойных условий жизни и труда людей.

Практичность и нравственность. Человек, движимый возвышенными духовными принципами, в век высоких технологий ощущает себя изгоем общества, которое, руководствуясь эгоистическими интересами, ставит во главу угла сиюминутную выгоду.

Новые и старые ценности. В наши дни общество переживает глобальный кризис, в основе которого лежит кризис ценностный, свидетельствующий о разрушении в человеке и обществе традиционной системы истинных ценностей. Современная жизнь требует от него свободы, инициативы, ответственности. Прошлый же опыт приучил его к своего рода патернализму**, к жизни по указке сверху. С другой стороны, солидарность людей и поколений, забота об общем благе стали ныне непопулярны. Церковь, сознавая свою ответственность за человека, стремится помочь ему обрести утерянные нравственные ориентиры в жизни.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Христианство