ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МОРАЛЬ

Личная и общественная мораль в современном обществе. Всегда пребывая в живой связи с человеком, Церковь сопереживает вместе с ним все происходящее в его жизни. Предметом  ее заботы является также и духовно-нравственное состояние человека и общества в целом. Церковь с тревогой следит за состоянием современной личной и общественной морали, а также за теми изменениями, которые происходят в обществе и семье.

В обществе сегодня преобладает стремление к вседозволенности. Человек утрачивает нравственный стержень, духовно-нравственную целостность, его поступки становятся все менее логичными и последовательными, а нравственные нормы попираются ради личной выгоды и в интересах узкого прагматизма.

В развитом индустриальном обществе изменилось и отношение к семье. Она перестает быть для человека жизнеобразующим центром. Внесемейные социальные связи и отношения (школа, работа, социальные институты) все больше преобладают над внутрисемейными (отношения между родителями и детьми), взаимными обязанностями, принципами преданности и верности. Другими словами, современный человек стремится более реализовать себя вне семьи, чем в ней. Памятуя о том, что семья – ячейка человеческого общества – древнейшая и самая естественная форма единения людей, где человек обретает первый нравственный опыт, формируется как личность и на примере родителей обретает познание о Боге и Его отношении к людям, Церковь делает все для укрепления семейных устоев в современном обществе.

Библейские основания. Сегодня отчетливо проявляется взаимосвязь между личными моральными ценностями и нравственным состоянием семьи и общества в целом.

Основанием личной и общественной морали для Церкви АСД является Закон Божий – его Десять Заповедей, раскрывающие принципы Божьего правления (см. Исх. 20:1‑17). Эти заповеди на протяжении всей истории человечества оказывали решающее влияние на развитие и становление государственного права и социальной сферы многих государств. В них отражены два самых главных  для человека фактора: отношение человека к Богу – Создателю и его отношение к своим ближним, т. е. другим людям. Хотя Господь дал Свой, начертанный на скрижалях, Закон Израилю после его освобождения из египетского рабства, принципы данного Закона существовали изначально и были известны человеку от сотворения Земли (см. Быт. 4:6–8). Они утверждают не только нормы поведения, но свидетельствуют о характере Самого Бога, о Его любви к человеку, Его воле и намерениях относительно построения как личных, так и общественных отношений.

Первые четыре заповеди Десятисловного Закона призывают человека  признать исключительное право Всемогущего Бога быть единственным для него Божеством и открывают Божью волю относительно того, каким образом он должен почитать Бога и поклоняться Ему. Господь является единственным, Кто способен освободить человека из греховного рабства: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20:2). По этой причине у человека не должно быть никаких других богов или образов: «не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:3‑5). Человек должен свято относиться к имени Господа и не произносить его без особой на то нужды и легкомысленно: «не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7). В знак признания того, что Господь является Создателем неба, земли и всего рода людского, человек призывается святить седьмой день – субботу и не делать никакого дела в этот день, отделив его для поклонения Богу: «помни день субботний, чтобы святить его… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).

Другие шесть заповедей Десятисловия (см. Исх. 20:12-17)  определяют отношения человека к человеку. Они отражают необходимость почитания родителей: «почитай отца твоего и мать твою»; защищают собственность человека: «не кради»; его жизнь: «не убивай»; святость супружеских уз: «не прелюбодействуй»; ограждают от наветов и клеветы: «не произноси ложного свидетельства» и призывают человека господствовать над своими желаниями, так как зависть может явиться корнем многих проблем и преступлений: «не желай… ничего, что у ближнего твоего».

Иисус Христос отразил суть Десяти Заповедей в словах, известных верующим еще со времен ветхозаветных пророков: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Втор. 6:5; Лев. 19:18). «Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22:39).  Главный смысл и дух заповедей, определяющих отношения между людьми, отражен также и в другом изречении Иисуса Христа, известном современному человеку под названием «золотого правила»: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

Десять заповедей лежат в основе завета Бога с Его народом и являются мерилом праведности на суде Божьем. Выполняя роль нравственного эталона, заповеди в то же время остаются недосягаемым идеалом совершенства для грешного человека. Посредством Духа Святого, осознавая свою греховность и видя сияющий свет путеводительных заповедей, человек приходит к осознанию своей нужды в Спасителе, Который дарует ему прощение совершенных грехов и наделяет силой противостоять искушениям. В душе, прошедшей через покаяние, восстанавливается образ Божий. Церковь верит, что преображенный при помощи Духа Святого, запечатлевающего в сердце заповеди Божьи, верующий человек способен пребывать в послушании этим великим принципам, совершенствуя характер, ощущая мир с Богом и ближними и своей жизнью свидетельствуя о том, что спасение – это Божий дар, плодом которого явится праведность.

НРАВСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ. Церковь призывает верующих жить согласно этим нравственным принципам и содействовать совершенствованию мира и возрождению в нем христианской морали. Несомненно, чем больше людей будут руководствоваться этими правилами, тем счастливее станут они сами и все общество в целом. Церковь Христиан‑Адвентистов Седьмого Дня, выступая за свободу совести, стремится помочь каждому человеку открыть для себя Вечного Бога и Его Слово, поскольку отношения со Всевышним определяют и отношения с ближними.

Стремясь помочь каждому человеку вести нравственный образ жизни и строить отношения счастливого общежития в семье и обществе, Церковь АСД для этих целей проводит различные программы и семинары. Возвышая нравственные принципы, Церковь стремится уберечь общество, и особенно подрастающее поколение, от растлевающего влияния анархии и вседозволенности, порнографии, проституции и сексуальной распущенности, от пагубного пристрастия к алкоголю и наркотикам.

Являясь сознательными гражданами своей страны, христиане‑адвентисты занимают активную социальную позицию, стремятся привести свою жизнь и жизнь других людей в согласие с вечными принципами нравственного Закона.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Христианство