ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ПРОФИЛАКТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ

Христиане-Адвентисты Седьмого Дня призваны быть законопослушными гражданами своей страны: «повиноваться и покоряться начальству и властям, и быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит. 3:1). В противном случае нарушители законов «сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее» (Рим. 13:2‑3).

ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Грех – источник всякого правонарушения и преступления. Правонарушение или иное деяние, подлежащее суду и наказанию, на самом деле является лишь следствием того, что Церковь, согласно Священному Писанию, определяет как греховную природу человека: «лукаво сердце человека и крайне испорчено. Кто узнает его?» (Иер. 17:9). «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека» (Мф. 15:19-20).

По причине греха человек нарушает как Божественные принципы, так  и светские законы.

Беззаконию в современном мире, вне сомнения, способствуют социальные, экономические и политические обстоятельства, а также слабость государственной власти или же ее  коррумпированность. Нередко и сама власть, совершая противоправные действия, становится главным правонарушителем и даже преступником. Особенно опасна ситуация, когда государственная власть совершает преступления, прикрываясь религиозными мотивами. Столь же чревата опасными  последствиями апелляция  какой-либо религиозной конфессии к властям с целью использования государственных рычагов давления на представителей иных религиозных течений. Во-первых, такие действия противоречат учению Христа о том, что Царство Его не от мира сего, и потому Он не прибегает к насилию для его утверждения, а во-вторых, это является попранием конституционных и международно-правовых норм.

В то же время Церковь всецело признает право и даже обязанность государственной власти разрабатывать правовые нормы, осуществлять антикриминальную политику и использовать правовой механизм восстановления справедливости там, где она была попрана, и наказания преступника.

Наказание. В современном светском праве сохранились меры наказания, существовавшие в обществе издревле: лишение на определенный срок свободы, штраф, исправительные работы, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. Данные виды наказаний, с одной стороны, носят предупредительный характер, с другой – ограждают общество от лиц, совершивших преступление. Наконец, в какой-то мере они (кроме смертной казни)  служат исправлению самого правонарушителя.

К сожалению, существующие издержки в деятельности правоохранительных и судебных органов иногда приводят к судебной ошибке, в результате которой осуждают или даже казнят невинного человека, что уже само по себе является не только нарушением принципа справедливости и законности наказания, но и прямым грехом. По учению Церкви, жизнь – это дар Божий, поэтому лишение жизни человека, какими бы высокими мотивами оно ни диктовалось, является тяжким грехом. Свидетельство тому и нравственное влияние христианства, воспитавшее в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни.

Напротив, иные виды наказания (лишение свободы на определенный срок, штраф, исправительные работы, в том числе и пожизненное лишение свободы) в случае соблюдения всех духовно-нравственных и правовых принципов их назначения и применения предоставляют определенные возможности как для гражданина, отбывающего наказание, так и для Церкви. Во-первых, перед осужденным открывается возможность для переоценки совершенного проступка. Во-вторых, участие Церкви в судьбе такого человека может подвигнуть его к спасительному пути покаяния.

Профилактика преступлений и восстановление личности. Церковь считает профилактику преступлений наиболее действенным способом борьбы с преступностью. Подобного рода профилактика эффективна, лишь когда основной упор делается на воспитание и просвещение как отдельно взятой личности, так и всего общества в целом. Причина любого преступления кроется в грехе – нарушении Закона Божьего, противлении голосу совести. После грехопадения человек находится в ложном поиске самоопределения; человечество пытается собственными силами достигнуть мира и благоденствия на земле. Кризис любой системы имеет под собой более глубокую основу – кризис личности. Господь призывал и призывает Церковь стать реформатором человеческого духа. И хотя в своей деятельности Церковь обращается к общественным системам и структурам, тем не менее, главное внимание она направляет на человека. Свою задачу Церковь видит в духовном преображении человеческой личности, в нравственном возрождении каждого конкретного человека и всего человечества.

В этом важном деле Церковь призвана нести проповедь христианского образа жизни, основанного на библейских принципах. Особое внимание Церковь уделяет лицам, которых в нашем обществе принято считать «лишними людьми». Это так называемые «группы риска»:  лица без определенного места жительства, наркоманы, беспризорные дети и подростки. Поэтому в каждой из поместных Церквей создаются отделы по работе с такими категориями граждан. Главная цель подобных церковных учреждений – помощь в их реабилитации, повышение их социального статуса,  обретение материальной и психологической самостоятельности в современном обществе. Как пример, можно упомянуть благотворительную общественную организацию «Служение семье», осуществляющую большую просветительскую работу в сфере воспитания, образования, взаимоотношений в семье, привития школьникам и молодежи высоких духовно-нравственных принципов. Члены Церкви проводят (в том числе совместно с администрацией образовательных и  культурно-досуговых учреждений) беседы, диспуты и встречи.

Церковь осуждает греховные поступки человека, совершившего их, но призывает любить грешника. Поэтому, с церковной точки зрения, по отношению к любому правонарушителю, находящемуся под следствием или отбывающему наказание, недопустимы ущемление его основных прав, унижение, оскорбление, а также любые формы пыток.

Сознавая ответственность за жизнь каждого человека и за духовно-нравственное состояние общества, Церковь взаимодействует с правоохранительными ведомствами, например через Ассоциацию служения осужденным. На основе договоренностей с руководством соответствующих учреждений она осуществляет совместную просветительскую деятельность, направленную на профилактику рецидивности правонарушений и восстановление личности. Формы этого взаимодействия могут быть самыми многообразными: это организация круглых столов, проведение семинаров и курсов по изучению Библии,  духовно-нравственных бесед, как с сотрудниками правоохранительных органов и администрацией исправительных учреждений, так и с осужденными.

Leave a Reply

Your email address will not be published.